суббота, 4 июня 2016 г.

Цветные мосты Санкт-Петербурга


Мосты - самое доброе изобретение человечества. Они всегда соединяют.

Алексей Иванов "Географ глобус пропил"



...В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва...

А. С. Пушкин " Медный всадник"

Мосты - это важная часть Северной Венеции. Недаром так называют Санкт-Петербург. В городе почти 100 рек, рукавов, протоков и каналов. и примерно столько же других водоемов! Санкт-Петербург богат мостами. У него их 800. Это если не считать мосты на территориях промышленных предприятий. Среди них есть и цветные. Почему? Дело в том, мостов так много в городе, что жители и гости города часто их путали. Поэтому в 1730 году мосты покрасили в разные цвета, а потом и назвали соответственно своему цвету. Сегодня только три моста сохранили своё прежнее название.


1. Зелёный (Полицейский) мост


Ж. Жакотте. Г. Л. Регаме. Полицейский мост в Санкт-Петербурге в XIX веке

Соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга. Через мост проходит Невский проспект.

Ближайшая станция метрополитена — Адмиралтейская.

Alex 'Florstein' Fedorov


С 1768 по 1918 назывался Полицейским из-за находящегося рядом управления городской полиции. Этот мост стал первой чугунной переправой города. Проект моста В. И. Гесте стал первым в мире типовым проектом металлического моста. 


Василий Семёнович Садовников - Панорама Невского Проспекта (фрагмент)


Мост расположен в створе Невского проспекта. Длина моста 39,8 м, ширина - 38,67 м. Исследователи считают, что авторами рисунка могли быть архитекторы В. Стасов, К. Росси или Д. Адамини. Современное название возвращено мосту в ноябре 1997 г., а до этого, с октября 1918 года, назывался Народным. 
В 1717—1718 годах был сооружен деревянный подъемный мост, который в течение X V I I I века неоднократно ремонтировался и перестраивался. 
В 1735 году при перестройке его выкрасили в зеленый цвет и назвали Зеленым
В 1770-х годах на Невском проспекте был построен дом управления петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина, и мост стал называться Полицейским
Б. Патерсен. Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Начало XIX века.

В конце XVIII века он был заменен трехпролетным на каменных опорах с деревянными пролетными строениями балочной системы. В таком виде он стоял до 1806 года, когда по проекту архитектора и инженера В. И. Гесте (консультант Ф. П. Деволант) здесь был построен первый чугунный мост. Конструкция его сохранилась до настоящих дней, изменился лишь его внешний облик. 
Василий Садовников. Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Фрагмент панорамы Невского проспекта.

Тротуары выложили гранитными плитами на одном уровне с проезжей частью и разделили металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Надмостные сооружения выполнили в виде литых перильных ограждений и гранитных обелисков, увенчанных золочеными шарами. 
Гесте В. И., Полицейский мост через Мойку. Около 1806 года.
Автором рисунка является архитектор В. И. Гесте, спроектировавший изображённый здесь мост через Мойку.

В 1842 году, в связи с возрастающим движением на Невском проспекте, по проекту инженера А. Д. Гетмана мост расширили путем устройства тротуаров на консолях. При этом установили глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили более легкими чугунными фонарными столбами. 
В 1844 году на мосту уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков. 

Зеленый мост на картине Сергея Ляховича

В связи с постройкой городских железных дорог в 1904— 1907 годах мост расширили, с обеих сторон добавили по пять рядов коробчатых арок с соответствующим расширением опор. Авторами проекта перестройки стали инженеры В. А. Берс, А. Л. Становой и А. П. Пшеницкий. Новое архитектурное оформление выполнено по проекту архитектора Л. А. Ильина. Фасадные арки моста были украшены орнаментами, а фонарные столбы заменены железными канделябрами с позолотой, с шестигранными стеклянными фонарями. 
Мост обладает высокими архитектурными качествами: легкостью пролетного строения, пологостью свода и художественностью декора. 
Зеленый мост - единственное место на Невском проспекте, откуда виден шпиль Петропавловсого собора.

Зеленый мост существует в Екатерининском парке в Царском Селе Санкт-Петербурга. Построен в 1775—1777 годы. Инженер И.К. Герард.

2.Красный (Белый) мост



Alex 'Florstein' Fedorov


Соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. По мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. Этот мост через реку Мойку на пересечении с Гороховой улицей.
Это единственный чугунный мост через Мойку из мостов, построенных по типовому проекту В. И. Гесте, у которого сохранился исторический внешний вид. Специалисты отмечают, что простое и в то же время изысканное решение конструкции моста, который отличается удачной архитектурной композицией и изящными пропорциями, украшает городской пейзаж, органично сочетаясь с общим фоном набережной.

До 1778 года Красный мост был БелымНазвание мост получи по цвету окраски, существующей с 1808 г. (до этого назывался Белый, также по цвету окраски). 


Длина моста 42 м, ширина —16,8 м. Первый деревянный мост на этом месте был зафиксирован на плане Петербурга в 1717 году. 
В 1737 году его перестроили. Это был деревянный мост со средним разводным пролетом, имевшим в пролетном строении узкую щель (около 70 см) для пропуска мачтовых судов. Она закрывалась съемными щитами. Авторство конструкции принадлежало Герману ван Болесу. Конструкция не получила широкого распространения. 
В конце XVIII века мост был перестроен на трехпролетный постоянный. 
Красный мост через Мойку.Неизвестный художник. 1814-1817 годы.

Показан вид из окон дома купца Х. Таля (угол Гороховой ул., 17 и наб. р. Мойки, 56) на только что построенный Красный мост. Угловой дом справа (наб. р. Мойки, 56) принадлежал статскому советнику Северину. За ним - перспектива набережной Мойки в сторону Невского проспекта. Слева картины виден угол дома купца Меншикова (наб. р. Мойки, 73). По другую сторону Гороховой улицы расположены три дома Северина (№71, 69 и 67), дом графа Завадовского. 

В начале XIX века в одном из домов у Красного моста регулярно проводились общественные балы, весьма популярные у петербургской публики. Газета ≪Санкт-Петербургские ведомости≫ от 22 февраля 1803 г. писала: ≪Пьер Гюге и Гатовский честь имеют известить почтенную публику, что они каждый четверг и субботу, доколе публичные увеселения будут позволительны, давать будут в доме г-на надворного советника Кусовникова, в коем напред сего было музыкальное собрание, состоящем у Красного моста, публичные балы. За вход в оные платит каждой кавалер 1 р. 50 к. и имеет право привести с собою столько дам, сколько заблаго рассудит≫ . 
Балы прекращались на весь период великого поста, а бесплатный вход для женщин был вызван тем, что в Петербурге того периода преобладало мужское население. Дом Кусовникова, где проходили балы, находился на участке нынешнего дома 56 по набережной Мойки.
 Сергей Ляхович

В 1814 году по проекту инженера В. И. Гесте мост заменен однопролетным, чугунным, арочным. Пролетное строение его состояло из чугунных коробок по типу Народного, Певческого и им подобных мостов.
Сиделев Сергей Николаевич "Красный мост"

Инженер В. В. Блажевич разработал проект, по которому в 1953— 1954 годах мост реконструировали. Новые сварные арки сменили старый чугунный свод. Внешний вид сохранили. Восстановили гранитные обелиски с бронзовыми позолоченными шарами и четырехгранными фонарями на металлических кронштейнах. Сохранены старинные перила, ограждающие тротуары от проезжей части. Фасады, сохранив традицию, выкрасили в красный цвет. В качестве перильных ограждений служит литая чугунная решетка, однотипная с решеткой набережной реки Мойки.

Красный ( Турецкий) каскад в Екатерининском парке Царского села, Санкт-Петербурга (Пушкин).
Florstein
Построен в 1770-е годы. Архитектор В.И. Неелов.

3. Синий мост

Мост в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, перекинутый через реку Мойку и соединяющий между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.


Mykhailo Gorbachov


Мост перекинут через реку Мойку на Исаакиевской площади. Его не сразу можно увидеть, так как из-за своей рекордной ширины он воспринимается частью Исаакиевской площади. Эту переправу часто называют «мост-площадь». Его ширина составляет 97, 3 метра. Длина моста 35 метра.
Название мост получил по цвету окраски.
Бытует высказывание, что два императора отвернулись от «Синего моста» — Медный всадник и памятник Николаю I стоят спинами к переправе.

Н. А. Тырса «Синий мост». 1935 год

 На месте нынешнего моста с 1737 года существовал деревянный подъемный мост, построенный по проекту инженера Г. ван Болеса
В период сооружения гранитных стенок набережной реки Мойки (1797—810 годах) здесь построили деревянный трехпролетный мост на деревянных опорах. 
В 1818 году мост заменили постоянным, однопролетным с чугунным коробчатым арочным пролетным строением и каменными облицованными гранитом опорами по проекту инженеров В. Е. Гесте и П. П. Базена. Ширина моста равнялась 41 метру. 

Садовников Василий Вид Мариинского дворца от Синего моста 1847 года

В 1843 году, в связи с постройкой Мариинского дворца, мост расширили по проекту инженеров Е. А. Адама, А. Д. Гетмана и И. С. Завалишина в сторону Красного моста, пристроив новые арки. Общая ширина его увеличилась до современных размеров. Гранитные обелиски заменили чугунными фонарями. Мост стал частью Исаакиевской площади. 
В 1929—1930 годах пролетное строение низовой части моста по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и В. В. Чеботарева заменили железобетонным сводом, сохранив старые опоры. Перильные ограждения установили старые. 
В 1971 году на правом берегу Мойки у Синего моста по проекту инженера П. С. Панфилова и архитектора В. А. Петрова установили Водомерный столб в виде четырехгранного обелиска, увенчанного трезубцем Нептуна и врезанного в гранитную облицовку набережной. Нижняя часть Водомерного столба уходит в воду, по отметкам на его гранях виден уровень воды в данный момент. Здесь же можно увидеть уровни подъема воды во время крупнейших наводнений — 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годах.

В Кронштадте (а это сегодня часть Санкт-Петербурга) существует свой синий мост на Макаровской улице. Построен в 1780-е годы.
Blindpew100


4. Жёлтый  (Певческий) мост

Соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга. 

Сиделев Сергей Николаевич "Певческий мост"

Пролёт перекрыт бесшарнирным чугунным тюбинговым сводом. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. Главным украшением моста является чугунная ажурная решетка. Авторство не установлено.




George Shuklin


В наши дни мост потерял свою жёлтую окраску и называется Певческим из-за того, что упирается в ворота Певческой капеллы — центра музыкальной культуры Петербурга. Певческая капелла является старинным музыкальным учреждением. Начало ее восходит к мужскому хору московских певчих дьяков, основанному еще в 1479 году. С 1703 года этот коллектив, преобразованный к тому времени в придворный хор, был переведен в Петербург. С 1763 года стал именоваться Придворной певческой капеллой. Современное здание Капеллы было построено в 1889 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в формах неоклассицизма.

Рядом с мостом расположен музей-квартира А. С. Пушкина — набережная реки Мойки, 12.

Мост также через перекинут через реку Мойку и является продолжением Дворцовой площади.


«Здание Главного штаба и министерств со стороны Мойки» Литография К. П. Беггрова с рис. В. С. Садовникова. 1830-е гг

Длина моста 24 метра, ширина 72 метра. Мост однопролетный, арочный. Пролетное строение состоит из чугунных коробок (кессонов), скрепленных между собой болтами. Устои моста каменные, облицованные гранитом, возведены на свайных ростверках.  
Здесь в 1834 году был построен деревянный мост по проекту архитектора О. Монферрана. Он предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в церемонии открытия Александровской колонны. 
Мост назвали Желтым по цвету окраски. 
Через пять лет было решено построить здесь новый мост. Газета ≪Северная пчела≫ за 27 июля 1839 года писала: ≪В прошедшую субботу 22 июля происходила закладка Певческого моста на Мойке, у Дворцовой площади, между зданиями Гвардейского Штаба и Министерства Иностранных Дел. Мост сей... послужит довершением великолепной Дворцовой площади. Он воздвигается из чугуна, на гранитных устоях и будет один из самых красивых в столице. Сооружение его... возложено на Генерал-Майора Адама. Отливка чугунных частей и украшений производится на казенном Александровском заводе≫. 
АЙМА ГРАНТ "Певческий мост"

Ныне существующий мост торжественно открыт 24 ноября 1840 года по проекту инженера Е. А. Адама взамен деревянного моста. Первым по нему проехал в экипаже сам император. 
Лукаш Анатолий. Мойка. Певческий мост

Одновременно с окончанием строительства моста было окончено и строительство здания Штаба Гвардии, осуществленное по проекту архитектора А. П. Брюллова на месте находившегося здесь дворцового экзерциргауза. Оно завершило формирование восточной границы Дворцовой площади и важного участка набережной Мойки. 

5. Черный (Миллеров, Мануйлов) мост

Находится 6—7-я линии Васильевского острова.
Построен в 1798 году. Разобран в 1844 году.

В настоящее время Черный мост существует в Павловске. Он был построен в 1780-е годы. Архитектор В. Бренна.

Екатерина Борисова



http://ppart.ru/library/504/

Книга "Мосты Петербурга" Хельга Патаки - купить на OZON.ru книгу Мосты Петербурга с доставкой по почте | 978-5-90678-834-4Книга "Мосты Петербурга" Хельга Патаки - купить на OZON.ru книгу Мосты Петербурга с доставкой по почте | 978-5-90678-834-4
Книга "Мосты Санкт-Петербурга" - купить на OZON.ru книгу Мосты Санкт-Петербурга с доставкой по почте | 978-5-93893-411-5Книга "Мосты Санкт-Петербурга" - купить на OZON.ru книгу Мосты Санкт-Петербурга с доставкой по почте | 978-5-93893-411-5
Книга "Санкт-Петербург. Реки, мосты, острова" Е. В. Первушина - купить на OZON.ru книгу Санкт-Петербург. Реки, мосты, острова с доставкой по почте | 978-5-93437-377-2Книга "Санкт-Петербург. Реки, мосты, острова" Е. В. Первушина - купить на OZON.ru книгу Санкт-Петербург. Реки, мосты, острова с доставкой по почте | 978-5-93437-377-2
Книга "Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга" Н. А. Гурьева - купить на OZON.ru книгу Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга с доставкой по почте | 978-5-93437-393-2Книга "Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга" Н. А. Гурьева - купить на OZON.ru книгу Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга с доставкой по почте | 978-5-93437-393-2
Книга "Bridges of St Peterburg (подарочное издание)" - купить на OZON.ru книгу Мосты Санкт-Петербурга Bridges of St Peterburg (подарочное издание) с доставкой по почте | 978-5-93893-371-2Книга "Bridges of St Peterburg (подарочное издание)" - купить на OZON.ru книгу Мосты Санкт-Петербурга Bridges of St Peterburg (подарочное издание) с доставкой по почте | 978-5-93893-371-2

Комментариев нет:

Отправить комментарий