среда, 21 августа 2013 г.

Недосягаемость белого цвета

Как давно снятся нам белые сны,
все иные оттенки снега замели.
Мы ослепли давно от такой белизны,
но прозреем от черной полоски земли.
Владимир Высоцкий "Белое безмолвие"


Основные характеристики: ахроматический.


"Белый" - одно из самых употребительных прилагательных в древних памятниках как литературных, так и деловых. Оно используется для названия цвета одежды, тканей, цвета камней, цвета шерсти, оперенья животных и птиц, предметов быта и т. д.

В толковом словаре Ожегова С. И. приводится такое толкование слова "белый": "БЕЛЫЙ, -ая, -ое; бел, бела, бело... 1. Цвета снега или мела. Белая бумага. Б. вино. Белые ночи (ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту). 3. полн. ф. В первые годы советской власти: контрреволюционный. Поражение белых (сущ.). 4. полн. ф. Со светлой кожей (как признак расы). à Белая горячка - тяжелая психическая болезнь на почве алкоголизма. Белая кость (ирон.) - о дворянах. Белое мясо - о телячьем и курином мясе. Белые стихи (спец.) - стихи без рифм. Белый билет (разг.) - свидетельство об освобождении от военной службы. Средь бела дня (разг.) - днем, когда совсем светло. Белым-бело (разг.) - очень бело (см. белый в 1 знач.)". [1]

Что касается синонимов цветообозначения "белый" то, по мнению автора "Словаря синонимов русского языка", синонимами являются белоснежный, молочный, белый как снег; белый как кипень, кипенный (разг.); лилейный, алебастровый (трад.-поэт.) / о тускло-белом: белесый.[2]

Фамилия - наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. Не легко раскрыть этимологию такого вида имени собственного, как фамилия. Этим занимается антропонимика.[3]

·     Белоярцев. Первоначально фамилия обозначала прибывшего из населенного пункта белый яр. Но не исключена связь со словом белоярый - лучший сорт пшеницы, пшена, кукурузы на Севере, в Поволжье и Приуралье.

·     Беляев. Первоначально отчество от русского нецерковного мужского имени Беляй. В прошлом оно было частым. Имя Беляй могло указывать на светлый цвет лица, волос или иметь другое значение - "обеленный", свободный от податей.

·     Белов. Фамилия принадлежит по частоте к первой сотне русских фамилий.

·     Белованов (из Белоиванов) Возникла в качестве отчества: сын Белого Ивана.

В своем сонете "Гласные" Артур Рембо окрасил звук Е в белый цвет.

Е - белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

Владимир Набоков в своем романе "Другие берега" составил свою цветную латинскую и русскую азбуку. "В белесой группе буквы Л, Н, О, Х, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба".[4]

Как выяснил А. П. Журавлев, русские звукобуквы могут обозначать различные цвета[5]. Звукоцветовое соответствие гласного О - светло-желтый или белый. Эта интересная особенность звуков проявляется в поэзии.

Океан под ясною луной,

Теплой и высокой, бледнолицей,

Льется гладкой, медленной волной,

Озаряясь жаркою зарницей.

В этом отрывке из стихотворения И. А. Бунина доминирует белый цвет. Это мы узнали, подсчитав количество гласных, удваивая ударные при счете.

О - гласная света. Для А. Вознесенского символ света - снег, о чем он так и пишет:

... выпадет белая магия - "снег".

Все по сравнению с ним - тускло,

все вызывает оскомину,

и кажется желтым дневной свет.

Поэтому О для А. Вознесенского не светло-желтый, а белый звук.


В мифологии:


Китайцы разработали энергетическую теорию человека, основываясь на наблюдениях за природой. Таким образом, было выявлено пять основных элементов жизни: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Они установили следующие соответствия: толстая кишка - грусть - белый.

Японцы наделяют цвета значениями особенно утонченными, превосходящими то, что человек в состоянии описать. Синтоиские школы открывают своим посвященным следующие соответствие: белый - интеграция и продвижение вперед.

Греки в древности употребляли только 4 краски: желтую, черную, белую и красную. Древние греки считали, что краски обозначают темперамент. Например, белый - флегматик. Белый цвет греки носили предпочтительнее.[6]

Наиболее пристойным цветом в Древнем Риме почитался белый.[7]

В Испании в конце XV века белый символизировал радость и удовлетворение,

В Древней Руси белый цвет символизировал женское начало (а красный - мужское). В народном представлении любовь и брак, последующая семейная жизнь были также связаны с образами огня и земли, а муж и жена их олицетворяли. "Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри, то есть обозначал светоносность предмета. Одним из его символов была льняная холстина с ровной серебристой поверхностью..." [8]

В России до XIX века свадебный наряд невесты во время "печальной" части свадьбы состоял из белого, а в "веселой" части - преобладал красный цвет.

Символическое значение цветов, виденных во сне у русских крестьян таково: белый - чистота, невинность, прямодушие, радость.[10]

В сборнике пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем по всей России в середине XIX века, можно найти пословицы и поговорки о цвете, которые говорят о восприятии цвета русским народом той эпохи. Приведем некоторые из них: бела, как колпица, как лебедь; бела, румяна - ровно кровь с молоком; белые ручки чужие труды любят; мыло серо, да моет бело; черная коровка дает белое молочко; бел, как лунь, как лат (полотно, скатерть, полотенце), как стена, как снег; белее снега белого; рубашка беленька, да душа черненька; свет бел, да люди черны; белое - венчальное, черное - печальное; полюби-ка нас вчерне, а вбеле-то (вкрасне) и всяк полюбит; дела, как сажа, черны (или белы); красное солнышко на белом свете черную землю греет.[11]

Цивилизации во все времена прибегали к цвету как в ритуалах, так и в местах обитания. Леви-Стросс, отмечал, что "во многих австралийских и родезийских племенах вовремя церемоний по случаю похорон родственники умершего по материнской линии мажут лицо и тело красно-желтой краской и подходят к покойнику, тогда как родственники с другой стороны в тех же целях используют белую глину и держатся на некотором расстоянии"[9]. Такая социально-значимая цветовая трансляция связана со специфической цветовой символикой.

В космологии:


Соответствие знаков Зодиака белого цвета:

*                   Телец - белый,

*                   Рак - белый,

*                   Дева - белый,

*                   Белый цвет неудачный для Льва.


В геральдике:


Белым (чаще его называли серебряным) в геральдике передавали чистоту, доброту, невинность. Знамя мира - белого цвета.


Знамя Мира с картины Н.К.Рериха

В религии:

Цвета несли космическую функцию и представляли божества в различных космогониях. У индейцев белый цвет ассоциируется с Севером (страной Холода).

Синтез всех цветов, белый, является символом света, поэтому древние считали его божественным. Египтяне заворачивали покойников в белый саван, чтобы показать, что смерть освобождает чистую душу от ее тленной телесной оболочки.

Основными цветами западногерманской церкви были белый, красный, зеленый, черный, голубой. Белый цвет символизировал чистоту и непорочность. Вместе с тем, эта символика встречается в сказках и в легендах многих народов, где белый - символ невинности, потому что это чистота, свет. У древних германцев белый цвет - символ посвященности божествам.

Белый - святость, чистота, невинность, божественный свет.



В физике:

Белый появляется при сложении трех основных цветов с уравновешенным потоком. Белый - норма цветовосприятия. Это не цвет, а фон для цвета. Хорошо повышает интенсивность цвета, находящегося рядом.

В психологии:

Белый цвет, по мнению Люшера, без эффекта. Означает эксцентрическое растворение - бегство. Выражает разрешение и освобождение от всякого сопротивления. Это граница начала и согласия. Означает абсолютную свободу для всех возможностей. Это чистая доска, разрешение проблем и новое начало. поэтому платье невесты белое. 
Белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погруженности в нирвану.

Долгое время белый был символом чистоты. На самом деле, предпочтение белого цвета означает неограниченный ум, хотя его вибрация может быть в основном нейтральной. Это синтез всех цветов. Передает и блеск света, и холод льда. Это "цвет мечты".

Люди, которые выбирают белый своим цветом, аккуратны в деталях и манерах, но понимают других. Это искренние и честные люди, но склонные быть слишком требовательными. Имеют уравновешенный характер. Оптимисты.

Есть великое множество оттенков белого. Белый фарфор, белая эмаль, белый цветок, белый снег... 

У белого есть бесчисленное множество нюансов - важно отличать теплые тона от холодных. Среди бесчисленных оттенков белого (и множества его описаний) различают, как и у всех остальных цветов, две большие группы - теплые и холодные. Холодный, например, чисто белый, каким он бывает на отдельных сортах бумаги и на известковой побелке, а также молочно-белый и белизна свежевыпавшего снега. Холодное и то белое, в котором содержится серый оттенок, а также голубоватая белизна фарфора. К теплым тонам белого относится цвет белой шерсти и кремово-белый, равно как и сливочная белизна и нежные нюансы яичной скорлупы и слоновой кости.

Абсолютно белый цвет только мыслим, но недостижим земными средствами.


В медицине:


Белый - норма цветовосприятия. Рекомендуется лицам, нуждающимся в освобождении от неприятных обстоятельств.

Мы белые цветы предпочитаем,

По белому мы пишем и читаем,

Почтенна белизна седых волос...

Амир Хосров Дехлеви

Белый цвет - это цвет добра, удачи, исцеления от недугов, цвет очищения и приумножения. Это активный женский цвет. Белый и желтый - это начало начал, символ мужского и женского, символ сложения всех цветов в радугу, это гармония и любовь. Белые птицы и белые животные у всех народов считаются священными, у всех народов это божественный цвет. Весьма привлекательная философия древнего Китая, где светлые и темные тона дополняют и оттеняют друг друга, сообщают общее дело жизни. Белый цвет дает силу и энергию, выравнивает настроение и создает праздничность и торжественность (белое платье невесты) символизирует невинность, высокую духовность. Белый цвет оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, восстанавливает структуру мозговых тканей, которые непосредственно связаны с нашим сознанием. Очищает организм от шлаков, снимает напряжение бурным потоком чистых, прозрачных, хрустальных слез.

Отсюда лечебное значение белых камней: горного хрусталя и алмаза, фианита и кахалонга, белой бирюзы и белого нефрита.

Жемчуг - любимый камень Востока.
В Японии, например, жемчуг считают средством возвращения молодости. Вообще с жемчужиной ассоциируется сразу нечто прекрасное, хрупкое и таинственное. О жемчуге существует много разноречивых мнений, но в древности он все же символизировал долговечность и процветание. Жемчуг обладает общеукрепляющими свойствами, повышает жизненность и силу. В Тибетской медицине порошок жемчуга добавляется в пилюли для очищения организма и стимуляции его защитных свойств, а также им лечили глаза, укрепляли зубы и успокаивали сердечную боль. А, кроме того, в древности существовало поверье, что жемчуг тускнеет на человеке, который может вдруг пойти на сделку с совестью, совершить нечто неблаговидное, подлое, изменить своим принципам. [12]


В социологии:

Гете писал о том, что образованные женщины предпочитают белое.

Белый - один из самых любимых цветов мексиканцев, а в Китае - цвет траура и знак опасности. Для европейцев - цвет молодости, чистоты и невинности.

Во внешнем облике:


Многие женщины любят белые наряды. Белое, по всем существующим предубеждениям, все освещает, освежает и делает привлекательнее. Но белое платье может сделать женщину унылой и даже неопрятной. Все зависит от того, какого оттенка это белое.

Летний и зимний типы, которым к лицу холодное, должны предпочитать холодный белый, а осенний и весенний - только теплый. Холодная белизна идет только зимнему типу; весеннему типу к лицу цвет белой шерсти; с летним типом гармонирует синевато-холодная молочная белизна; а осеннему типу лучше всего желтоватое, теплое кремово-белое. [13]

Оптимальный белый цвет весеннего типа имеет оттенок яичной скорлупы. Оптимальный белый цвет лета - слегка молочный, лишенный даже малейшей желтизны, но все же не такой ясный, как типичный белый зимнего типа. Оптимальный белый цвет осени содержит значительную примесь желтизны. Белый цвет зимнего типа - лучистый, жесткий и ясный. Цвет белой шерсти и яичной скорлупы зимнему типу не идет.[14]

У кого очень светлая кожа, светлые глаза и волосы, тот выглядит в белом довольно скучно и бледно - будь то хоть теплое, хоть холодное белое. Кто очень быстро загорает или от природы смугл, тот часто старается подчеркнуть эту смуглоту холодным светящимся белым - но достигает противоположного эффекта: кожа в таком соседстве кажется серее, а не золотистее, как ожидалось.

Цвет белой шерсти - это единственное белое, которое может носить любой человек. Белая шерсть - мягкий, слегка разбавленный белый тон, он скорее теплый, но не желтит. Поскольку он в моде каждую зиму, на жаргоне моды его называют также зимне-белым.

В рекламе:


Белое на языке рекламы обозначается как "идеальное".

В музыке:


М. Цветаева высказывает свое мнение нотах в своем стихотворении "Мать и музыка".

... до - явно белое, пустое до

всего...

Красный цвет соответствует, по мнению И. Ньютона, ноте "до".

Роскошной развернутой метафорой являются следующие синестетические строки Бальмонта:

Звук арфы - серебристо-голубой.

Всклик скрипки - блеск алмаза хрусталистый,

Виолончели - мед густой и мглистый.

Рой красных труб, исторгнутых трубой.


Белый вечер


Белый танец


Белый снег


Три белых коня



Белые розы



Белый конь



Банька по белому


Белый танец (Афганский вальс)


Белый вальс (Вальс юнкеров)



В живописи:




Кандинский в книге "О духовном в искусстве" говорит о "великом безмолвии" белого цвета: "... это безмолвие не мертво, а полн возможностей. Белый цвет звучит как молчание, которое может быть внезапно понято".[15] Белый цвет как воплощение замкнутой в себе вселенной - по одну сторону; человек, пытающийся постичь его молчание, - по другую; между ними - единственное место, где возможна их встреча, где осуществим сам акт понимания - пустой холст.[16] По В. В. Кандинскому, белый - цвет рождения. [17]


В литературе:

Для Владимира Высоцкого белый - это цвет - безмолвия, безверия, бездействия

Как давно снятся нам белые сны,

все иные оттенки снега замели.

Мы ослепли давно от такой белизны,

но прозреем от черной полоски земли.

"Белое безмолвие"

Был белый вальс - конец сомненья маловеров

и завершенье юных снов, забав, утех...


Белее снега, белый вальс, кружись, кружись,

чтоб снегопад подольше не прервался.

Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,

и ты был бел - бледнее стен, белее вальса...


В России дамы приглашали кавалеров

во все века на белый вальс, и было все белым бело.

"Белый вальс"




Здесь белый цвет означает новую, чистую, страницу жизни.

С этим стихотворением перекликается произведение башкирского поэта Мустая Карима.

Я белый лист кладу перед собой

Бумаги чистой

И черный карандаш, что к ней судьбой

Навек причислен.

Карандаш придется очинить,

Берясь за дело,

Но не спеши, рука моя чернить

Лист этот белый!


Бумага белая! Огонь ли лед -

Что в ней таится?

Она судьба ребенка, что вот-вот

Сейчас родится.


На белом - черный карандаш подряд

Чего не чертит!

Недаром все на свете, говорят,

Бумага стерпит.


И радостную весть, и всякий вздор,

И труд ученый...

На белом пишет смертный приговор

Тот стержень черный...


Указ о мире. О войне приказ -

Все черным, тем же...


Любимая! Здесь белый снег в тиши

Замел все снова.

По белому ты черным напиши

Одно лишь слово:

"Люблю..."

Наряду с синим к любимым цветам И. А. Бунина принадлежал и белый. Бунин сочинил целую историю о целительной силе этого цвета под названием "Белый цвет".

Ах, темен, темен мир, и чувствуют лишь дети,

Какая тишина и радость в белом цвете!

                       * * *

И будет час: луна в зенит

Войдет и станет надо мною,

Леса затопит белизною

И мертвый обнажит гранит,

И мир застынет на весу...

Здесь поэт изобразил картину Апокалипсиса, для которого характерны повторяющиеся мотивы взвешенности и исчислимости жизни, остановки движения, потери звука и цвета; молчание и белизна (исчезновение красок) - знак исключительности момента: присутствие Бога.

Теплой ночью, горною тропинкой,

Я иду в оливковом лесу.

Вижу в небе белый, ясный месяц,

В сердце радость мирную несу.

Белый цвет здесь - символ радости и удовлетворения.

Василь Быков заметил, что "белый цвет - цвет предвечного безмолвия".

Лишь звездный блеск висит под нами в мутной

Бездонной фосфорической пыли.

"Бездонно-фосфорический" здесь обозначает бездонное свободное пространство.

Абсолютно белый цвет только мыслим, но недостижим земными средствами. В природе нет чисто-белого и чисто-черного.

Мешалось солнце с тьмой, основы скал дрожали,

И видел Моисей, как зиждилась Она:

Из белого огня - раскрытые скрижали,

Из черного огня - святые письмена.

Здесь соединение света и тьмы (жизни и смерти) выражает на языке живописи принципиальную для Бунина мысль о Космосе невраждебном, а грозном, непостижимом до конца и потому всесильном, диктующим человеку свою волю.

  • Артур Конан Дойл. Человек с белым лицом

http://lib.ru/AKONANDOJL/sh_white.txt

"...Вид  Годфри,  мистер  Холмс,  поразил  меня. Не только это
лицо, белевшее в темноте, словно ломоть сыра, но еще больше его
жалкое, виноватое, какое-то приниженное выражение. Оно было так
несвойственно прямодушному и мужественному юноше, каким я  знал
Годфри. Я содрогнулся от ужаса..."


  • Михаил Булгаков. Белая гвардия

http://lib.ru/BULGAKOW/whtguard.txt

"...И, наконец, Петька Щеглов во флигеле видел сон.
Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни  большевиками,  ни Петлюрой, ни Демоном. И  сон  привиделся  ему  простой  и  радостный:  как солнечный шар.
Будто бы шел Петька по зеленому большому лугу, а  на  этом  лугу  лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые,  когда  им  нужно бежать, прилипают к земле, стонут и  мечутся,  пытаясь  оторвать  ноги  от трясины. Детские же ноги резвы и свободны.  Петька  добежал  до  алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его  руками.  Шар  обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот  весь  сон  Петьки.  От  удовольствия  он расхохотался в ночи. И ему весело стрекотал сверчок за печкой. Петька стал видеть иные, легкие и радостные сны, а сверчок все пел и пел  свою  песню, где-то в щели, в белом углу за ведром, оживляя сонную, бормочущую  ночь  в семье.
Последняя ночь расцвела. Во второй  половине  ее  вся  тяжелая  синевазанавес бога, облекающий мир,  покрылась  звездами.  Похоже  было,  что  в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. В алтаре зажигали огоньки, и они проступали  на  завесе  целыми  крестами, кустами и квадратами. Над Днепром с  грешной  и  окровавленной  и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира.  Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла - слилась с вертикалью, и  от этого крест превратился в угрожающий острый меч.
Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды  останутся,  когда  и  тени  наших  тел  и  дел  не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал.  Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?"




  • Уилки Коллинз. Женщина в белом


http://lib.ru/DETEKTIWY/KOLLINZ/girlinw.txt
"...Несмотря  на  то  что  она  всегда  очень  чистенькая,  одета  она
безвкусно.  Поэтому  я  решила,  что  белые  Лорины  платьица и шляпки можно
переделать  для  Анны, и сказала ей, что маленьким девочкам с хорошим цветом
лица  очень  идет  белое.  Сначала  она растерялась, а потом вся вспыхнула и
поняла.  Ее  маленькие ручки схватили мою руку. Она поцеловала ее, Филипп, и
воскликнула  (так  серьезно!):  "Всю  жизнь  я буду ходить только в белом, в
память  о  вас,  мэм, и мне будет казаться, что я все еще нравлюсь вам, даже
когда  я  уеду  и вас больше не увижу". Вот образец тех оригинальных мыслей,
которые  она  высказывает  так  мило.  Бедная  малютка!  Я  подарю  ей много
платьиц, с запасом, и она сможет удлинять их, когда из них вырастет".
     Мисс Голкомб замолчала и посмотрела на меня.
     - Как  вы  думаете, сколько лет той несчастной, которую вы встретили на
большой дороге? - спросила она. - Может ли ей быть около двадцати двух?
     - Да, мисс Голкомб.
     - И она была с головы до ног одета в белое?
     - Да, она была вся в белом.
     Как  раз  в  эту  минуту мисс Фэрли показалась на террасе в третий раз,
но,  вместо  того  чтобы пройти дальше, она облокотилась на перила, спиной к
нам,  и  стала  глядеть  на  темный сад. Я смотрел на мерцание ее воздушного
белого  платья  и  белой  косынки  в  лунных лучах, и ощущение, которому нет
названия, начало вкрадываться в мое сердце.
     - Вся  в белом? - повторила мисс Голкомб. - Сейчас я прочитаю вам конец
-  то есть самое главное. Но мне хочется немного помедлить... Какое странное
совпадение:  белое  платье  женщины, которую вы встретили, и белое платьице,
которое  вызвало  тот  странный ответ маленькой школьницы. Доктор, наверное,
ошибся,   предполагая,   что  умственная  отсталость  пройдет  у  девочки  с
возрастом.  Может  быть,  она  так  и  осталась  недоразвитой  и ее странное
ребяческое  желание  носить  только  белое  не  изменилось,  когда она стала
взрослой?
     Я  что-то  ответил,  что  -  я  и  сам  не  знаю. Все мое внимание было
приковано к белому платью мисс Фэрли..."


  • Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное ухо

http://lib.ru/PROZA/TROEPOLSKIJ/bim.txt

"...В общем-то,  с  такой  разноцветностью  ушей  и  с  подпалинками  под
большими умными темно карими глазами морда  Бима  была  даже  симпатичней,
приметней, может быть, даже  умнее  или,  как  бы  сказать,  философичней,
раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже  назвать
мордой, а скорее - собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас,  в
конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всем -  красавец,  а
по стандартам шерстного покрова - явно сомнительный и даже порочный. Такая
вот беда была у Бима.
     Конечно, Бим не понимал вины своего рождения, поскольку и  щенкам  не
дано природой до появления на свет выбирать родителей. Биму просто не дано
и думать об этом. Он жил себе и пока радовался..."


  • Александр Куприн. Белый пудель

http://lib.ru/LITRA/KUPRIN/whpoodle.txt

"Узкими горными  тропинками,  от  одного  дачного  поселка  до  другого,
пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая  труппа.  Впереди
обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый  пудель  Арто,
остриженный наподобие льва. У  перекрестков  он  останавливался  и,  махая
хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным
признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая  мохнатыми
ушами, кидался галопом вперед..."


  • Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах: Белая обезьяна

http://lib.ru/INPROZ/GOLSUORSI/saga5.txt

"...Спальня, куда  он вошел, была странно не похожа на первую комнату. Одна
стена была сплошь занята огромным шкафом с массой ящиков и полочек. И больше
в комнате  ничего не  было,  кроме туалетного стола с  серебряным  прибором,
электрического  радиатора,  горевшего  в  камине, и  кровати  напротив.  Над
камином  висела  одна-единственная картина. Сомс машинально взглянул на нее.
Как! Китайская картина! Большая белая обезьяна, повернувшись боком,  держала
в протянутой лапе кожуру выжатого апельсина. С ее мохнатой мордочки на Сомса
смотрели карие, почти  человеческие глаза. Какая фантазия  заставила чуждого
искусству  Джорджа купить  такую  вещь,  да  еще повесить  ее  против  своей
кровати?  Сомс  обернулся и  поглядел  на  кровать. Там  лежал "единственный
приличный человек в этой семейке",  как называл его когда-то Монтегью Дарти;
его отечное тело  вырисовывалось  под  тонким  стеганым одеялом. Сомса  даже
передернуло,  когда он увидел это  знакомое  багрово-румяное лицо  бледным и
одутловатым,  как  луна,  с  темными морщинистыми кругами под  глазами,  еще
сохранившими  свое  насмешливое выражение..."

  • Рэй Брэдбери. Большая игра между черными и белыми

http://lib.ru/INOFANT/BRADBURY/bol_shaya_igra_mezhdu_chernymi_i_belymi.txt

"...Большой По был тем добрым великаном, который  про­давал попкорн у входа
в  танцевальный  павильон, --  почти  у самой  кромки  озера. Каждый вечер я
покупал у него воздушную  кукурузу,  и  он специально для  меня  подливал  в
аппарат побольше масла.
     Я топал ногами и орал:
     -- Большой По! Большой По!
     Он обернулся, помахал мне рукой и засмеялся, сверкая белыми зубами.
     Мама  быстро осмотрелась по сторонам и  ткнула меня  в бок своим острым
локтем.
     -- Ш-ш-ш, -- прошептала она. -- Немедленно заткнись, кому я сказала!
     -- О Боже, Боже! -- воскликнула  мамина соседка, обма­хиваясь сложенной
газетой. -- Для чернокожих это прямо какой-то праздник. Единственный день  в
году,  когда наши слуги вырываются на свободу. У меня такое впечатление, что
они  все лето ждут большой игры  между белыми и  черными.  Да  что там игра!
Посмотрели бы вы на их пи­рушку с танцами!
     -- Мы купили  на нее билеты, -- ответила мама. --  И  сего­дня  вечером
идем в павильон. С каждого  белого  по доллару, представляете? Я бы сказала,
это дорого для танцев.
     -- Ничего! Раз  в году можно и раскошелиться, --  пошу­тила женщина. --
Между  прочим,  на   их  танцы  действи­тельно  стоит  посмотреть.  Они  так
естественно держат... этот... Ну, как его?
     -- Ритм, -- подсказала мама..."

  • Фазиль Искандер. Чик и белая курица

http://lib.ru/FISKANDER/r_chik_i_belaya_kurica.txt

"...Чик  играл с ребятами  во дворе,  когда  мама  его вышла  на крыльцо  и
позвала его:
     - Чик, - сказала она, - зарежь мне курицу.
     В одной руке она держала белую курицу за перевязанные лапки, а в другой
столовый нож.
     Мама примерно раз в  месяц покупала  на базаре живую  курицу, и Чик  ей
перерезал глотку. Но  в последний год Чик заметил,  что ему все неприятней и
неприятней перерезать глотку курице. Глотки  у всех куриц были  жилистые,  и
приходилось  изо всех сил  надавливать ножом. Прямо  перепиливать. Почему-то
становилось жалко курицу, но Чик даже самому себе старался не признаваться в
этом.
     А года три назад,  когда мама впервые поручила ему зарезать  курицу, он
очень  гордился  этим  и ему  было  совершенно  не жалко  курицу.  А  теперь
становилось жалко, но он стыдился самому себе признаться в этом.
     Чик неохотно подошел к крыльцу и  взял у мамы нож и курицу. Курица была
совершенно  белой, такой курицы он никогда не резал. И сейчас  он представил
кровь на  белых  перьях,  и ему стало  очень неприятно. Но  он  не  мог маме
признаться в  этом, тем более  рядом стояли  пацаны с  его двора  да  еще из
соседского. И он  решил пойти на хитрость. Он попробовал пальцем острие ножа
и попытался вернуть маме курицу и нож.
     - Нож тупой. Не могу, - сказал он..."

  • Эрнест Хемингуэй. Белые слоны

http://lib.ru/INPROZ/HEMINGUEJ/slony.txt

"Холмы по ту сторону долины Эбро были длинные и белые. По эту сторону ни деревьев,  ни тени, и  станция между двумя путями  вся на  солнце.  Только у самого здания была горячая тень, и в открытой двери бара висел занавес из бамбуковых па- лочек. Американец и  его спутница  сидели за столиком  в тени здания.  Было  очень жарко. Экспресс из Барселоны должен был  прийти через сорок минут. На этой станции он стоял две минуты и шел дальше, в Мадрид.
     --  Чего бы нам выпить? -- спросила девушка. Она сняла шляпу и положила
ее на стол.
     -- Ужасно жарко, -- сказал мужчина.
     Давай выпьем пива.
     DOS  cervezas. -- сказал мужчина,  раздвинув занавес. (Две кружки  пива
(исп. ). )
     -- Больших? -- спросила из-за двери женщина.
     -- Да. Две больших.
     Женщина принесла  две  кружки  пива  и  две  войлочных  подставки.  Она
положила их на стол, поставила на них кружки с  пивом и взглянула на мужчину
и девушку. Девушка смотрела вдаль, на гряду холмов; они белели на  солнце, а
все вокруг высохло и побурело.
     -- Словно белые слоны, -- сказала она.
     -- Никогда не видел белых слонов. -- Мужчина выпил свое пиво.
     -- Где уж тебе видеть!
     -- А почему  бы и нет? Мало ли что ты говоришь, это еще ровно ничего не
значит..."

  • Герман Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит

http://lib.ru/INPROZ/MELWILL/mobidik.txt

"...Получив от Старбека молоток, он приблизился к грот-мачте и, подняв  его
кверху  в одной  руке,  а  другой протягивая  перед  собой  монету, громким,
пронзительным голосом воскликнул:
     - Тот из вас, кто первый увидит  белоголового кита со сморщенным лбом и
свернутой челюстью; тот из вас, кто первым даст мне знать о белоголовом ките
с тремя пробоинами у хвоста  по правому  борту;  тот  из вас, говорю  я, кто
первый увидит белого кита, тот получит эту унцию золота, дети мои!
     -  Ур-ра!   Ур-ра!   -  кричали   матросы,   приветственно   размахивая
зюйдвестками, покуда Ахав прибивал монету к мачте.
     - Белый Кит, говорю я, -  повторил капитан, роняя на  палубу молоток. -
Белый  Кит. Глядите  во все глаза, матросы.  Высматривайте белую  воду. Чуть
только заметите хотя бы один пузырек, подавайте голос.
     Все это время Тэштиго, Дэггу и Квикег слушали его с большим вниманием и
интересом, чем  остальные, а теперь, при словах о сморщенном лбе и свернутой
челюсти, каждый из них вздрогнул, будто пронзенный каким-то своим, отдельным
воспоминанием.
     - Капитан  Ахав, - заговорил Тэштиго, - этот Белый Кит не тот ли самый,
которого называют некоторые Моби Дик?
     - Моби Дик? - вскричал Ахав. - Так ты, значит, знаешь этого кита, Тэш?
     - Он взмахивает на особый манер хвостом,  сэр, перед тем, как уйти  под
воду? - спросил индеец.
     - И фонтан у него особенный,  верно, капитан Ахав? - подхватил Дэггу. -
Кустистый даже для кашалота и очень сильный..."


  • Говард Ф.Лавкрафт. Белый корабль

http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/r_belyj_korabl_.txt

"...Но чудеснее людской фантазии и книжной премудрости была тайная мудрость
океана. Голубой, зеленый,  серый, белый или  черный, спокойный,  волнующийся
или вздымающий водяные горы,  океан никогда не  умолкает. Всю  свою  жизнь я
наблюдал  за ним и  прислушивался к его  шуму.  Сначала он  рассказывал  мне
простенькие сказочки про тихие  пляжи и соседние гавани, но с годами он стал
дружелюбнее и говорил  уже о других вещах, более странных и более отдаленных
в пространстве и во времени. Иногда  в  сумерках  серая дымка  на  горизонте
расступалась, чтобы  дать мне возможность  взглянуть  на пути, проходящие за
ней,  а  иногда  ночью   глубокие  морские  воды  делались   прозрачными   и
фосфоресцировали, чтобы я мог увидеть  пути,  проходящие в их глубинах.  И я
мог взглянуть на все  пути, которые были там, и на те, которые могли быть, и
те, что существуют, потому что океан древнее самих  гор  и  наполнен снами и
памятью Времени.
     Он появлялся с Юга, этот Белый Корабль, когда полная луна стояла высоко
в  небесах.  С  южной стороны  тихо  и  плавно  скользил он  через  море.  И
волновалось  ли оно или было спокойно, был ли ветер попутным или  встречным,
корабль всегда  шел плавно и тихо, парусов  на нем  было мало и длинные ряды
весел ритмично  двигались.  Однажды ночью я  разглядел на палубе  бородатого
человека  в  мантии, который,  казалось, манил меня на корабль, чтобы вместе
отправиться  к неведомым берегам. Много  раз  потом видел я  его при  полной
луне, и каждый раз он звал меня.
     Необычайно ярко светила луна в  ту  ночь,  когда я откликнулся на зов и
перешел  через  воды  на Белый Корабль по  мосту  из лунных лучей..."


  • Федор Достоевский "БЕЛЫЕ НОЧИ"

http://ilibrary.ru/text/29/p.1/index.html

"Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что взглянув на него, невольно нужно было спросить себя неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди? Это тоже молодой вопрос, любезный читатель, очень молодой, но пошли его вам господь чаще на душу!.."


  • Джек Лондон. Белый Клык

http://lib.ru/LONDON/london03.txt

"...Почувствовав прикосновение человеческой руки, волчонок глухо зарычал, и
рука  отдернулась назад,  готовясь  ударить  его. Тогда он спрятал  клыки  и
покорно приник к земле, а рука снова опустилась и стала Почесывать у него за
ухом и гладить его по спине.
     -- Вот доказательство твоей правоты, -- повторил Серый Бобр. -- Кичи --
его мать. Но отец у него был  волк. Поэтому собачьего в нем мало, а волчьего
много.  У него белые клыки, и я дам ему кличку Белый Клык. Я сказал. Это моя
собака. Разве Кичи не принадлежала моему брату? И разве брат мой не умер?
     Волчонок,  получивший имя,  лежал и  слушал.  Люди продолжали говорить.
Потом Серый Бобр вынул нож из ножен, висевших у него на шее, подошел к кусту
и  вырезал палку. Белый  Клык  наблюдал за ним.  Серый Бобр  сделал на обоих
концах палки  по зарубке и обвязал вокруг них ремни из сыромятной кожи. Один
ремень он надел на шею  Кичи, подвел ее к невысокой сосне  и привязал второй
ремень к дереву.
     Белый Клык пошел за матерью и улегся рядом с ней. Язык  Лосося протянул
к волчонку  руку и опрокинул его на  спину. Кичи испуганно  смотрела на них.
Белый Клык  почувствовал, как страх снова охватывает  его. Он не удержался и
зарычал,  но кусаться  уже  не  посмел.  Рука с  растопыренными крючковатыми
пальцами стала почесывать ему  живот и перекатывать с боку на бок. Лежать на
спине с задранными  вверх ногами было глупо и унизительно. Кроме того. Белый
Клык чувствовал себя совершенно  беспомощным,  и все его существо восставало
против  такого  унижения. Но что  тут поделаешь? Если  этот  человек захочет
причинить ему боль, он в его власти. Разве можно отскочить в  сторону, когда
все четыре ноги болтаются в воздухе?  И все-таки  покорность взяла верх  над
страхом, и  Белый  Клык  ограничился  тихим рычанием.  Рычания  он  не  смог
подавить, но человек не рассердился и не ударил его по голове. И, как это ни
странно, Белый Клык испытывал какое-то необъяснимое удовольствие, когда рука
человека гладила  его по  шерсти  взад  и вперед..."


  • Антон Чехов "Белолобый"

http://www.ilibrary.ru/text/1143/p.1/index.html

"...Уже рассвело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он все стоял поодаль и лаял. Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и хотелось ей броситься на непрошенного гостя и разорвать его.
Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его... Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперед широкие лапы, положил на них морду и начал:
— Мня, мня... нга-нга-нга!..
Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок стал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Вороны сидели на высокой сосне и смотрели сверху на их борьбу, и очень беспокоились. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными..."



Борис Васильев "Не стреляйте в белых лебедей"
http://www.e-reading.co.uk/bookreader.php/10647/Vasil%27ev_-_Ne_strelyaiite_v_belyh_lebedeii.html

"...А лебеди были белыми-белыми. И странная горечь, которую испытал он, открыв для себя собственное несоответствие, рядом с ними вскоре растаяла без следа.
— Красота! — сказал Юрий Петрович, навестив Егора.
Птицы плавали у берега. Егор мог часами смотреть на них, испытывая незнакомое доселе наслаждение.
Он уже побегал по лесу, выискал пару коряг, и еще два лебедя гнули шеи возле его шалаша.
— Тоскуют, — вздохнул Егор. — Как свои пролетают— кричат. Аж сердце лопается.
— Ничего, перезимуют.
— Я им сараюшку уделаю, где кабанчик жил. Ледок займется — переведу.
Юрий Петрович ничего на это не ответил. Нонна Юрьевна возвращаться отказалась, как он ни упрашивал ее там, в Ленинграде, и Чувалов разучился улыбаться.
— Ну, Юрий Петрович, пишите заявление, чтоб озеро обратно Лебяжьим звали.
— Напишу, — вздохнул Чувалов.
Юрий Петрович, невесело приехав, невесело и уехал.
А Егор остался: невдалеке от его участка дорогу прокладывали, и он беспокоился насчет порубок. Но на заповедный лес никто но покушался: Филя с Черепком на строительство дороги подались. Черепок матерые сосны с особым наслаждением рвал: любил взрывчаткой баловаться. С войны еще, с партизанщины.
Потом, однако, заглохли и дальние взрывы и рев машин: дорога в поля ушла, и рвать стало нечего. Но Егору не хотелось уходить из обжитого шалаша, по обе стороны которого гордо гнули шеи деревянные лебеди.
Осень у крыльца уж бубенцами звенела. Она темной выдалась, дождливой и выжила-таки Егора с озера. Он перебрался в дом, сперва наведывался к лебедям ежедневно, потом стал ходить пореже. Да и сараюшку уделать требовалось: по утрам уж ледок похрустывал..."



В кино:

The White Countess (2006)

Noce blanche (1989)

Белые росы (1983)

White Witch Doctor (1953)


White Oleander (2003)

Blanc comme neige (1948)

Белый снег России (1980)

White Hunter Black Heart (1990)

Black Mama, White Mama (1973)

Legally Blonde 2: Red, White & Blonde (2003)

White Night Wedding (2008)


В дизайне интерьера:


Морис Дерибере рекомендует для школ белый цвет только для потолков.

Белые тона подходят для офисных помещений, которые не должны производить заданного впечатления.

По фэн-шуй, наиболее удачные сочетания цветов содержат следующие элементы:

·     Огонь, земля, металл (красный, желтый или коричневый и белый, серебряный или золотой);

·     Земля, металл, вода (желтый или коричневый, белый, серебряный или золотой и синий или черный);

·     Металл, вода, дерево (белый, серебряный или золотой, синий или черный и зеленый).

Согласно фэн-шуй, цвета соответствуют странам света:

·     Север - желтый, белый и красный или белый, красный и зеленый;

·     Северо-восток - желтый, белый и красный или белый, красный и зеленый;

·     Восток - черный или синий, зеленый и красный или зеленый, красный и белый или золотой;

·     Юго-восток - белый или золотой, красный и зеленый;

·     Юг - белый или золотой, зеленый и желтый или белый или золотой, желтый и красный;

·     Юго-запад - белый или золотой, желтый и зеленый или белый или золотой, красный и зеленый;

·     Запад - белый или золотой, черный или синий и желтый или желтый, белый или золотой и красный;

·     Северо-запад - красный, желтый и белый или золотой.[18]

Белый цвет является отражением всех остальных цветов.



По фэн-шуй, пользоваться белым цветом можно для:

*                   выражения целеустремленности;

*                   создания ощущения свежести и чистоты;

*                   выражения искренности.

Избегать чистого белого цвета нужно в холодном климате, в местах, где встречаются незнакомые люди.[19]




[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. - Екатеринбург, "Урал-Советы" ("Весть"), 1994. –С. 39.
[2] Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. - 7-е изд., стер. –М.: Русский язык, 1993. -С. 22.
[3] Никонов В. А. Словарь русских фамилий / Сост. Е. Л. Крушельницкий. –М.: Школа-Пресс, 1993. –С. 18.
[4] Набоков В. Собрание сочинений в четырех томах. –М.: Правда, 1990. Том 4. –С. 146-147.
[5] Журавлев А. П. Звук и смысл. –М.: Просвещение, 1991. –С. 101-125.
[6] Гнедич П. П. Всемирная история искусств. –М.: Современник, 1999. –С. 115-120.
[7] Гнедич П. П. Всемирная история искусств. –М.: Современник, 1999. –С. 161.
[8] Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. -Ленинград, 1986. –С. 119-120.
[9] Lev-Strauss, Claud. La Pensee sauvage. -Paris: Plon, 1962. -С. 87.
[10] Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. –С. 546-547.
[11] Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3 т. –М.: Русская книга, 1993. Т. 2. –С. 326-327.
[12] Шушнова Л. А. Лечебная радуга камня (каменная цветотерапия). 1998. // http://www.rubtsovsk.ru/history/regsci01/008.htm
[13] Бушер Х. Какой цвет вам к лицу. –М.: Кристина и К, 1997. –С. 76-77.
[14] Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш неповторимый стиль. –М.: Кристина и К, 1997. –С. 102-103.
[15] Кандинский В. В. О духовном в искусстве. –М., 1992. –С. 72.
[16] Масалин Н. В. Картина Кандинского "На точках" и некоторые аспекты романтической традиции в русской живописи на рубеже веков  // Многогранный мир Кандинского. –М.: Наука, 1999. –С. 72-81.
[17] Кандинский В. В. О духовном в искусстве. –М., 1992. –С. 74-78.
[18]  Вебстер Р. Фэн-шуй для рабочего места. -СПб: Тимошка, 1999. –С. 58-59.
[19] Вайдра Н. Фэн-шуй: 150 советов, как создать гармонию и уют в вашем доме и офисе / Пер. с англ. К. Савельева. –М.: ФАИР- ПРЕСС, 1999. –С. 86-100.
Семира и В.Веташ Астрология и мифология — СПб: Атон, 1998.—C. 1072 // http://lib100.com/book/astrology/astrology_mythology/_%D1%E5%EC%E8%F0%E0,%20%C2%E5%F2%E0%F8%20%C2.,%20%C0%F1%F2%F0%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20%E8%20%EC%E8%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий